Направления фитнеса активно развиваются в России вот уже не первое десятилетие. Фит-услуги - это определенные оздоровительные методики, помогающие людям избавиться от лишнего веса, скорректировать питание и режим дня, приобрести красивое рельефное тело и просто держать себя в отличной физической форме. Самые распространенные направления - это различные виды аэробики, кроссфит, пилатес, стрейтчинг, зумба, скандинавская ходьба и многие многие другие.


Фитнес - это одна из долей рынка спортивно-оздоровительных услуг, посему она относится и к рынку платных услуг,  а платные услуги - это, как известно, весомая часть в статье расходов населения. Поэтому, фитнес-сфера непосредственно зависит от потребительского поведения.

Давайте проанализируем состояние рынка спортивной индустрии в России на 2017 год.


В сравнении с западными развитыми странами, в России доля платных услуг в статье расходов на душу населения заметно ниже. Одна из причин, обусловливающих данную особенность, связана с относительно невысокими доходами большей части населения и довольно высокими расходами на коммунальные услуги, продукты питания и товары первой необходимости. Иными словами, достаточно большое количество людей, в стремлении сэкономить, просто вычеркивают фитнес-услуги из списка своих расходов, так как они не являются для них жизненно необходимыми.


По данным экспертов, постоянно и стабильно, вне зависимости от финансовой ситуации, фитнес-клубы посещают всего 3-5% россиян. При этом, в условиях падения уровня доходов, от услуг фитнес-центров готовы отказаться только 4,5% опрошенных, а 21% в таких случаях готовы заменить свой любимый зал на более дешевый.


За последние три года, в связи с непростой экономической ситуацией в стране, объемы рынка спортивных услуг медленно, но верно сокращались, однако в 2017 году исследователи отметили его рост аж на целых 10%. Поэтому, прогнозы весьма оптимистичны, ведь по сравнению с другими сферами бизнеса, индустрия фитнеса продолжает свое активное развитие.

Причем, в этом развитии можно выявить несколько особенностей.


Во-первых, отмечается активное развитие данной сферы уже не в столице и крупных городах, а в регионах и на периферии. А ведь потенциал роста регионального рынка фитнес индустрии находится на высоком уровне. Поэтому, исследователи называют регионы основным резервом для экспансии всего российского фитнес-рынка.


Во-вторых, из-за довольно высокой конкуренции в данной отрасли, у владельцев многообразных фитнес-центров нет иного выхода, кроме как искать новые пути для привлечения и удержания своих клиентов, работать над качеством своих услуг.

Базисом политики любого спортивного зала становится комплексный подход - здесь и первосортный тренажерный зал, и разнообразие групповых программ, и квалифицированные инструкторы, и прочие сопутствующие услуги. В спортивные залы сейчас люди приходят не просто накрутить километраж на велотренажере или побегать на беговой дорожке, но и для того, чтобы завести новые знакомства, получить определенные знания, с пользой провести свободное время.


Кроме того, снижение доходов населения обусловливает и сокращение потребления фитнес услуг, в связи с чем, большое количество нерентабельных клубов закрывается. К изменениям рынка проще всего адаптируются крупные сетевые центры и франчайзи. Поэтому их доля присутствия во всей индустрии увеличивается.


К актуальным особенностям фитнес-индустрии в России можно также отнести и повсеместные открытия-закрытия и смену локаций спортивных клубов. Это напрямую связано с условиями и стоимостью аренды. Отмечено, что в 2015 году арендная плата выросла в среднем на 25%. Поэтому многие игроки рынка, чтобы не “уйти в минус”, вынуждены либо менять свою ценовую политику, либо подыскивать для себя помещение с более выгодными условиями аренды, если они хотят избежать закрытия.


Отмечена и еще одна особенность - увеличение средней площади фитнес-центров. Конечно, это связано с увеличением количества сетевых клубов и франчайзи. Площади многих из них достигают 1.5-2 тыс. кв. метров, а наиболее крупные представители открывают заведения площадью до 10 кв. метров.

Также отмечается внедрение разнообразных цифровых технологий в фитнес-индустрии: это всевозможные VR, кинозалы в сайклинг-студиях, мобильные приложения и девайсы для отслеживания показателей состояния человеческого тела.


В текущем 2017 году отмечен рост цен на фитнес-услуги в среднем на 4,5%. Это не так уж и много, особенно, учитывая, что на рынке платных услуг цены растут довольно-таки медленно и без резких скачков. Это во многом связано и с искусственным сдерживанием увеличения стоимости самими фитнес-клубами, которые не хотят потерять весомую часть своих клиентов. В самое ближайшее время эксперты прогнозируют, что участники рынка начнут работу над снижением стоимости своих услуг и вовлечением все большего и большего числа людей из среднего класса. Поэтому, в грядущем году ожидается рост количества занимающихся спортом примерно на 8-10%.

 

Согласно оценкам разных исследователей, на нынешний 2017 год в России в среднем насчитывается около 4 тысяч фитнес-центров, при этом объем рынка фитнес-услуг нашей страны - это всего лишь 1% от объема общемирового рынка. И если сейчас по стране фитнесом занимается около 5% россиян, в то время как показатель прочих развивающихся стран может достигать 20%, то мы смело можем сделать вывод о том, что у сферы спортивных услуг России имеется значительный потенциал для развития, так что в последующие годы его объем может увеличиться в два и более раз.